Как левша блоху подковал музей

Как левша блоху подковал музей

Сказок и легенд о тульских мастерах великое множество. Но лучшие из них собрал писатель Иван Панькин в своей книге « Легенды о мастере Тычке». Рассказы в ней маленькие, как сам автор говорил, с «ладошку», но занятные. Откроем самый первый из них…

В Тулу как-то приехал Петр I. Появилась у него мысль основать здесь оружейный завод. Остановился царь у воеводы, но отдыхать не стал, а попросил привести к нему лучшего « ружейного» мастера. Воевода почесал затылок. Мастеров в кузнечной слободе уйма, а вот кто из них лучший… Привели первого попавшегося. Царь, конечно, именем его поинтересовался. Парень назвал себя Тычкой.

Петр I попросил починить его пистолет, сделанный в Англии. Тычка взял его да и пропал на три дня. Воевода с ног сбился в поисках мастера, что отвечать царю? Но Тычка сам явился и отдал пистолет Петру I. Тот пощелкал — работает. А потом и говорит: «Вот если бы у вас все мастера были такие. Хорошая работа. А сделать смогли бы?» Тычка в ответ: «А чего их делать?» Петр I не удержался и гневно замахнулся на парня. Не любил царь, когда зря чужую работу ругали. Тут Тычка, недолго думая, достает пистолет, который брал у царя и подает ему.

Тычка-то за три дня не только починил царский пистолет, но и новый сделал, похожий на него, как две капли воды. С того времени Петр I поверил в тульских мастеров и велел строить здесь завод…

Рано осиротев, Иван Панькин перепробовал много профессий, прежде чем « прибился» к писательскому труду. Как-то, вспоминает Виктор Астафьев в книге « Зрячий посох», попросило начальство Ивана Панькина написать историю оружейного завода, а он создал легенды о мастере Тычке. Панькин любил книги Лескова. И всегда в разговоре о своем любимом герое подчеркивал, что « его» Тычка — учитель Левши. 10 лет назад не стало Ивана Панькина, а его книгу по-прежнему зачитывают до дыр.

А мы продолжим наш рассказ о мастеровых людях.

В своем сказе « Левша» писатель Николай Лесков поведал о мастерстве тульских умельцев, которые смогли металлическую блоху подковать. О своей изобретательности мастер Левша говорил: «Я мельче этих подковок работал… гвоздики выковывал, их никакой мелкостоп взять не может. У нас глаз уже пристрелявши».

Но прежде писатель рассказал читателям о том, что англичане, узнав о приезде к ним императора Александра I, преподнесли ему танцующую блоху, чем очень удивили государя. А записал Лесков эту легенду в Сестрорецке со слов старого оружейника, который переехал из тульских мест на Сестру-реку во время царствования государя Александра I.

Давно уже стало хорошей традицией для тульских оружейников изготавливать миниатюрные модели оружия. Всегда считалось, что тем ценнее искусство мастера, чем меньше его изделие. В Тульском музее оружия есть экспонаты в разделе « боевые малютки», некоторые образцы из них экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Здесь можно увидеть винтовку 1870 года, калибр 3,5 мм, вес 185 граммов, револьверы системы Лефоше, охотничьи ружья и т. д.

Многие образцы действующие. Однако работникам музея не удалось установить фамилий мастеров этих изделий. Но известно, что 82-летний мастер Алексей Медведев в 1845 году преподнес русскому царю саблю, которая весила 6 граммов, и два миниатюрных пистолета.

Среди признанных мастеров современности Б. Попов, С. Архипов, К. Сушкин, А. Баташов и другие. Борис Попов создал целую коллекцию русских пушек маленького размера. Квартира мастера Константина Сушкина, нашего современника, — и музей, и мастерская. Сушкин создал свыше 130 моделей. Все их умелец мастерит на глаз. Интерес к этому делу появился у Константина в детстве. В его « арсенале» револьверы, пистолеты и пушки. Калибр стволов оружия мастера не больше 2 миллиметров. Каждая вещь Сушкина уникальна. Долгие годы мастерит миниатюрное оружие туляк Вячеслав Корнаухов. Он создал винтовку 1891 года конструктора С. Мосина, пистолеты « Парабеллум», «Маузер», «ТТ».

Давно мечтал повторить достижения Левши тульский токарь завода « Тяжпромарматура» Николай Алдунин. Чтобы воплотить идею в жизнь, Николай перерыл массу литературы, подготовил необходимые инструменты. Алдунин подковал блоху размером в 2 миллиметра. Золотые гвоздики сделал толщиной в 1,5 микрона, диаметр шляпки — 5 микрон. Над этой работой мастер трудился три месяца.

« Порой, — признался Алдунин, — во время работы ощущал удары своего сердца. Для такого дела особый настрой нужен, спокойствие и терпение».

За последние 8 лет его коллекция пополнилась новыми изделиями. Николай изготовил крошечный танк Т-34, который установил на семечке от яблока. Танк состоит из 257 деталей, а его длина — 2 миллиметра. Есть в коллекции мастера миниатюрный автомат Калашникова, винтовка Мосина. Многие экспонаты можно рассмотреть с помощью микроскопа. Так, Алдунин разместил в игольном ушке караван верблюдов, каждый из них высотой в 28 микрон…

Исследователи сделали вывод, что надписи на зернах и микроакварели были известны еще в Древней Греции. Занятие миниатюрами было свойственно также мастерам Китая и Японии. Акварели создавали на дощечках, рисовом зерне и шелке, которые не превышали современной монеты.

Н. Лесков сумел доказать, что наши мастера не хуже заморских. А уж «глаз» Левши достоин особого восхищения. Однако и сейчас от умельцев, как и прежде, требуется хорошая чувствительность пальцев, художественный вкус и терпение.

Если Н. Алдунин стал заниматься микроминиатюрой в зрелом возрасте, то москвич Эдуард Казарян — в 18 лет. За 25 лет он создал свыше 300 маленьких шедевров. Он привык использовать в работе разные материалы. В ход идут маковое зерно, рыбья чешуя, слоновая кость, швейная игла. Эдуард не только мастер миниатюрных изделий, но еще и поэт, музыкант и композитор. Казарян играет на многих музыкальных инструментах, им написано более ста песен.

40 лет трудится над микроминиатюрами житель Украины Николай Сядристый. Создавая крошечные экспонаты, мастер перепробовал множество материалов. У него есть изделия из золота и платины, он работает с рисовыми зернами, иголками, фруктовыми косточками, гвоздями и т. д. Кажется, что такому художнику подвластно все. Николай всегда работает руками, используя лишь крохотный инструмент, который в несколько раз тоньше человеческого волоса.

Николаю удалось создать чайный сервиз из золота и поместить его на сахарной крупинке. Выставки микроминиатюр мастера видели практически во всех странах мира.

Среди продолжателей Левши достойное место занимает мастер из Казахстана Николай Савидов. Его имя внесено в Книгу рекордов планеты — 2000 года. Николай установил на обычном курином яйце 122 подковы, причем каждая из них закреплена на скорлупе тремя гвоздиками. Сам художник считает, что это дело под силу каждому. Когда Николая спрашивают, что необходимо для такой работы, он скромно отвечает: «Руки, глаза и микроскоп».

Крошечными резцами на человеческом волосе Савидов « вырезает» пословицы. На специальных стеклах, куда запаяны микроминиатюры, с помощью микроскопа можно прочитать: «И золото в грязи блестит», «Не зная броду — не лезь в воду» и другие. Савидов всегда проявляет изобретательность. В его коллекции ( 300 микроминиатюр) есть настоящая домбра, которая помещена в половинку макового зернышка диаметром около миллиметра.

источник: www.inpearls.ru

Подкованная блоха: где можно увидеть?

Ещё со школьной скамьи многие знают занимательную повесть Николая Лескова о славном мастере Левше, который смог подковать блоху. Точное название этого произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Подкованная блоха стала микроминиатюрой замечательного мастера 20-го столетия Николая Алдунина. Конечно же, вдохновлён на такую работу умелец был творением Николая Лескова.

Как Левша блоху подковал

Тульский край издавна славится оружейным делом. Так вот легенда о кузнеце Левше прославляет тульских мастеров. Сюжет повести Лескова смешивает в себе реальные события с выдуманными. Действие легенды происходит примерно в 1815 году. Однажды, совершая путешествие по Европе, император Александр I заглянул и в Англию. Там он смог понаблюдать за различными диковинками, среди которых была танцующая стальная блоха. Царь купил диковинку и привёз её в Россию.

Прошло несколько лет, император умер, а на престол взошёл Николай I. Чтобы объяснить суть заморского чуда, во дверец был приглашён донской казак Платов, сопровождавший когда-то Александра I в европейском турне. Так вот Платов и заявил, что русские зодчие могут сделать творение не хуже англичан.

После этого Платову было поручено государем посетить тульских умельцев и заинтересовать их в создании своей диковинки в ответ англичанам. Среди трёх умельцев оказался и кузнец по прозвищу Левша. Платов отдал блоху мастерам и попросил сотворить нечто необычное.

Что же придумали тульские умельцы. Через некоторое время оказалось, что они смогли каждую ногу блохи подковать меленькими подковками. Император смог убедиться в этом с помощью «мелкоскопа».

Во дворце все были восхищены, а Левшу наградили поездкой в Европу. Он должен был доставить в Англию своё творение и продемонстрировать умение мастеров из Тульского края. Так подкованная блоха стала символом тульского края. Судьба Левши была трагичной, вскоре он умер после чрезмерного принятия спиртного.

Прототипы Левши

Существует версия, что не было такого кузнеца из Тулы. Нет никаких доказательств того, что существовала такая подкованная блоха. Скорее всего, эта версия была придумана самими людьми. Но некоторые учёные считают, что у Левши были прообразы.

В конце 18-го столетия действительно два кузнеца из Тулы были отрекомендованы князем Потёмкиным в Англию. Ими были Яков Леонтьев и Алексей Сурнин. Они должны были научиться изготавливать утончённые поделки из металла. В итоге они освоили искусство производства оружия. Алексей Сурнин отбыл спустя семь лет в Россию и смог внедрить свои знания в оружейное дело. Факт пребывания тульских мастеров в Англии действительно был, а сам образ Левши писатель придумал.

Краткие сведения о Сергее Николаевиче Алдунине

На сегодняшний день подкованная блоха действительно существует, а вместе с ней множество и других шедевров в виде микроминиатюр. Автором этих творений является Николай Сергеевич Алдунин (1956 г.). Он был уроженцем Ворошиловградской области и прожил совсем короткую жизнь. На тот свет Николай Сергеевич ушёл всего в 53 года. В первую очередь он запомнился как подковавший блоху мастер.

Ещё с детства он интересовался металлами и изделиями из них. Он имел практические навыки слесаря, токаря, освоил секреты металлообработки. Больше всего он запомнился своими микроминиатюрами, изготовленными под микроскопом. Сегодня мастера уже нет в живых, он прожил всего 53 года, умер в 2009 году.

Работа над известной миктоминиатюрой

Однажды к нему пришла идея доказать, что прославление Лесковым тульских мастеров было ненапрасным. Алдунин решил подковать блоху. Подготовка к работе длилась два года, а сама микроминиатюра готовилась три месяца. Всё проводилось под микроскопом. Работал мастер в основном ночью. Сначала он изготовил подковки, затем гвоздики. В итоге этими гвоздиками мастер подковал. Каждое своё действие Алдунин проделывал между ударами сердца. Вот так получилась подкованная блоха. Фото микроминиатюры можно увидеть ниже.

Что же можно увидеть на этом изображении? Перед зрителями — малюсенькая засушенная блоха с шестью лапками, четыре из которых подкованы золотыми подковками. Вес одной такой подковки всего 0,00000004419 г.

Другие работы умельца

После удачно проделанной работы с блохой Алдунин решил полностью посвятить себя работе с маленькими миниатюрами. Одна из них называется «Караван верблюдов». Она выполнена из золота в игольном ушке. В микроскопе можно увидеть караван из семи верблюдов и три пальмы.

Настоящим шедевром является работа «Тульский самовар». Это маленький самовар, стоящий на игле. Состоит он из 12 деталей и имеет высоту — 1,2 мм.

Николай Сергеевич смог сделать несколько миниатюр на рисовых зёрнах. Так он выгравировал портрет А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, два обручальных кольца и надпись «Совет да любовь» из золота.

Ещё нескольких работ было сделано на разрезе яблочного зерна. Одно из таких изделий – «Останкинская телебашня». Шедевром является маленькая модель танка из золота. Также Алдунин смог сделать российский рубль размером всего в 0,88 мм.

В планах мастера было сотворить металлическую блоху, чтобы она танцевала кадриль под песню «Тула веками оружие ковала». Но, к сожалению, не успел осуществить он свой план.

Сергей Николаевич считал, что для создания миниатюр нужна особая философия и психология. На первом месте в выполнении его работ стояли красота и изящество. Гармония и любовь к себе, миру, хорошее настроение – залог успеха известного умельца.

Где хранится подкованная блоха

Так как основная поделка мастера прославила Тулу и этот край, то именно там и хранится подкованная блоха. В Музее оружия, что в Тульском кремле, она хранилась долгие годы. Многие смогли в микроскоп наблюдать маленькое чудо. Сейчас микроминиатюра хранится в старой аптеке Тулы.

Знаменитые мастера-умельцы

Сегодня в России живут несколько умельцев, которые возрождают народные традиции и воплощают в реальность невероятные легенды.

В Екатеринбурге живёт мастер Юрий Деулин. Изготавливать необычные изделия стало его мечтой ещё с детства. Будучи школьником Юра из кости смог выточить балалайку, к которой даже прикреплялись струны. Изделие парня было помещено в школьный музей. На сегодняшний день Юрий стал профессиональным мастером. Из его рук выходят неповторимые и оригинальные экспонаты.

Одна из его работ — «Статуя свободы», поместившаяся в игольном ушке. Портреты знаменитостей (Петра I, Папы Римского) умелец смог выполнить размером всего в 1 мм. Деулиным выполнена маленькая копия яйца Фаберже. Сенсационным изделием является шкатулка из чёрной жемчужины, в которую помещается автомобиль длиной 3,7 мм.

Микроминиатюра увлекла также художника и архитектора из Омска Анатолия Коненко. Свою работу он также начал с того, что подковал блоху. Сегодня мастер хранит уже целую коллекцию своих изделий. Среди них – маленький кузнечик, играющий на скрипке. Уникальным является поезд, двигающийся по железной дороге (композиция размещена на человеческом волоске).

Удивительными изделиями может похвастаться умелец из Сибири Владимир Анискин. Его работы просто покоряют. На срезе макового зёрнышка он умудрился сделать аэродром, на котором поместил 20 самолётов. В его арсенале также присутствует подкованная блоха из стали и платины.

В Ярославле живёт мастер Дмитрий Игумнов. Ему удалось подковать мышь. В его коллекции — маленькая сковородка диаметром 1см, на которой можно печь блины.

В России не забыли о своих талантливых умельцах, в Санкт-Петербурге открыт музей микроминиатюры «Русский Левша». Посетители с помощью увеличительных устройств могут рассматривать чудесные экспонаты.

Книга рекордов «Левша»

Писателем Н. Лесковым был создан прекрасный образ Левши как выразителя народного характера. Это имя уже стало нарицательным и символизирует предприимчивых русских людей с особой хваткой, всегда добивающихся своей цели. Не зря в России создали Книгу рекордов под названием «Левша». В неё попадают знаменитые люди, прославившие страну в тех или иных областях жизни.

Не зря один из новостных порталов Тулы называется «Блоха инфо». «Будь подкован» — таков девиз данного сайта, где размещаются самые интересные тульские новости.

источник: www.syl.ru

Как Левша аглицкую блоху подковал?

Рассказы с ладошку

Сказок и легенд о тульских мастерах великое множество. Но лучшие из них собрал писатель Иван Панькин в своей книге «Легенды о мастере Тычке». Рассказы в ней маленькие, как сам автор говорил, с «ладошку», но занятные. Откроем самый первый из них…

В Тулу как-то приехал Петр I. Появилась у него мысль основать здесь оружейный завод. Остановился царь у воеводы, но отдыхать не стал, а попросил привести к нему лучшего «ружейного» мастера. Воевода почесал затылок. Мастеров в кузнечной слободе уйма, а вот кто из них лучший… Привели первого попавшегося. Царь, конечно, именем его поинтересовался. Парень назвал себя Тычкой.

Петр I попросил починить его пистолет, сделанный в Англии. Тычка взял его да и пропал на три дня. Воевода с ног сбился в поисках мастера, что отвечать царю? Но Тычка сам явился и отдал пистолет Петру I. Тот пощелкал – работает. А потом и говорит: «Вот если бы у вас все мастера были такие. Хорошая работа. А сделать смогли бы?» Тычка в ответ: «А чего их делать?» Петр I не удержался и гневно замахнулся на парня. Не любил царь, когда зря чужую работу ругали. Тут Тычка, недолго думая, достает пистолет, который брал у царя и подает ему.

Тычка-то за три дня не только починил царский пистолет, но и новый сделал, похожий на него, как две капли воды. С того времени Петр I поверил в тульских мастеров и велел строить здесь завод…

Рано осиротев, Иван Панькин перепробовал много профессий, прежде чем «прибился» к писательскому труду. Как-то, вспоминает Виктор Астафьев в книге «Зрячий посох», попросило начальство Ивана Панькина написать историю оружейного завода, а он создал легенды о мастере Тычке. Панькин любил книги Лескова. И всегда в разговоре о своем любимом герое подчеркивал, что «его» Тычка – учитель Левши. 10 лет назад не стало Ивана Панькина, а его книгу по-прежнему зачитывают до дыр.

А мы продолжим наш рассказ о мастеровых людях.

В своем сказе «Левша» писатель Николай Лесков поведал о мастерстве тульских умельцев, которые смогли металлическую блоху подковать. О своей изобретательности мастер Левша говорил: «Я мельче этих подковок работал… гвоздики выковывал, их никакой мелкостоп взять не может. У нас глаз уже пристрелявши».

Но прежде писатель рассказал читателям о том, что англичане, узнав о приезде к ним императора Александра I, преподнесли ему танцующую блоху, чем очень удивили государя. А записал Лесков эту легенду в Сестрорецке со слов старого оружейника, который переехал из тульских мест на Сестру-реку во время царствования государя Александра I.

Давно уже стало хорошей традицией для тульских оружейников изготавливать миниатюрные модели оружия. Всегда считалось, что тем ценнее искусство мастера, чем меньше его изделие. В Тульском музее оружия есть экспонаты в разделе «боевые малютки», некоторые образцы из них экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Здесь можно увидеть винтовку 1870 года, калибр 3,5 мм, вес 185 граммов, револьверы системы Лефоше, охотничьи ружья и т.д.

Многие образцы действующие. Однако работникам музея не удалось установить фамилий мастеров этих изделий. Но известно, что 82-летний мастер Алексей Медведев в 1845 году преподнес русскому царю саблю, которая весила 6 граммов, и два миниатюрных пистолета.

Среди признанных мастеров современности Б. Попов, С. Архипов, К. Сушкин, А. Баташов и другие. Борис Попов создал целую коллекцию русских пушек маленького размера. Квартира мастера Константина Сушкина, нашего современника, – и музей, и мастерская. Сушкин создал свыше 130 моделей. Все их умелец мастерит на глаз. Интерес к этому делу появился у Константина в детстве. В его «арсенале» револьверы, пистолеты и пушки. Калибр стволов оружия мастера не больше 2 миллиметров. Каждая вещь Сушкина уникальна. Долгие годы мастерит миниатюрное оружие туляк Вячеслав Корнаухов. Он создал винтовку 1891 года конструктора С. Мосина, пистолеты «Парабеллум», «Маузер», «ТТ».

Давно мечтал повторить достижения Левши тульский токарь завода «Тяжпромарматура» Николай Алдунин. Чтобы воплотить идею в жизнь, Николай перерыл массу литературы, подготовил необходимые инструменты. Алдунин подковал блоху размером в 2 миллиметра. Золотые гвоздики сделал толщиной в 1,5 микрона, диаметр шляпки – 5 микрон. Над этой работой мастер трудился три месяца.

«Порой, — признался Алдунин, — во время работы ощущал удары своего сердца. Для такого дела особый настрой нужен, спокойствие и терпение».

За последние 8 лет его коллекция пополнилась новыми изделиями. Николай изготовил крошечный танк Т-34, который установил на семечке от яблока. Танк состоит из 257 деталей, а его длина – 2 миллиметра. Есть в коллекции мастера миниатюрный автомат Калашникова, винтовка Мосина. Многие экспонаты можно рассмотреть с помощью микроскопа. Так, Алдунин разместил в игольном ушке караван верблюдов, каждый из них высотой в 28 микрон…

Исследователи сделали вывод, что надписи на зернах и микроакварели были известны еще в Древней Греции. Занятие миниатюрами было свойственно также мастерам Китая и Японии. Акварели создавали на дощечках, рисовом зерне и шелке, которые не превышали современной монеты.

Н. Лесков сумел доказать, что наши мастера не хуже заморских. А уж «глаз» Левши достоин особого восхищения. Однако и сейчас от умельцев, как и прежде, требуется хорошая чувствительность пальцев, художественный вкус и терпение.

источник: www.bloha.info

Где сейчас находится блоха которую подковал Левша?

Где сейчас находится блоха которую подковал Левша?

    В повести Лескова «Сказ о тульском Левше»

Изготовление микроминиатюр всегда связывают с героем Н. Лескова, создавшим сказ о кузнеце Левше, который подковал металлическую блоху . Однако есть версия, что вовсе не было такого тульского кузнеца. Сам народ придумал историю о том, что англичане блоху из стали сотворили , а наши кузнецы ее подковали и назад отослали. Правда это или нет, до сей поры никто не знает. Ни в одном музее той блохи нет.

Но есть ученые, которые уверены, что у Левши был прототип. Тульский исследователь В. Н. Ашурков считатает, что в основе рассказа Левша лежит реальный случай. В 1785 году по приказу князя Г. Потемкина в Англию были командированы два тульских мастера Алексей Сурнин и Яков Леонтьев. Цель этой поездки была обучить рабочих мастерству изготовления художественных изделий из металла. Однако наш посол в Англии С. Р. Воронцов решил, что русские мастера должны овладеть опытом производства английского оружия.

Через 7 лет Сурнин вернулся в Тулу, а Леонтьев остался в Англии. Воронцов был доволен достижениями Алексея Сурнина и отправил письмо в Петербург Потемкину с просьбой использовать знания мастера. Неудивительно, что Екатерина II, уважавшая мнение своего посла, специальным решением назначила Сурнина мастером оружейного дела и надзирателем всего того, что касалось оружия . Жалованье ему положили 500 рублей в год. Теперь мастер отвечал не только за производство, но и за качество оружия. Он единственный на заводе имел собственное клеймо .

Сурнин ушел из жизни в возрасте 44 лет, в 1811 году, после тяжелой болезни. Однако, по словам академика И. Х. Гамеля, который всю жизнь занимался изучением новых изобретений, труд мастера по единообразию деталей способствовал победам нашей армии в войне 1812 года с французами. Затем имя Сурнина выпало из людской памяти.

В 1905 году тульский историк С. А. Зыбин опубликовал статью в Оружейном сборнике , в которой утверждал, что в основе сказа Н. Лескова о Левше герои из жизни А. Сурнин и Я. Леонтьев. Лесков иногда ссылался на рассказ, который услышал от туляка-оружейника из Сестрорецка об удивительных мастерах.

В конце своего сказа о Левше Н. Лесков написал: Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований Он считал, что механизация не способствует артистической удали, не вдохновляет народную фантазию к сочинению подобных легенд.

Но, как показала жизнь, нынешние умельцы возродили многие народные традиции и самые невероятные легенды воплотили в реальность. Они, конечно же, самородки. Сегодня они занимаются микроминиатюрой не из государственных интересов, как лесковский герой Левша. Ими, в большей степени, движет любопытство, желание испытать себя, ощущение того, что они могут сотворить чудо

В СанктПетербурге находится первый в России музей микроминиатюр Русский Левша Международной гильдии мастеров.
Музей расположен по адресу: ул. Марата, 64.

Челябинск. Памятник Левше и подкованной им блохе, которую каждый желающий может бесплатно разглядеть сквозь увеличительное стекло.

у левши между ног, там есть подружка-манд. шка и живут вместе долго и счастливо.

  • левша
  • там, куда он е подковал!

    источник: info-4all.ru

    Подкованная блоха переехала из музея оружия в Старую тульскую аптеку

    Одной из диковинок, которые раньше составляли экспозицию музея оружия Тулы, была блоха, подкованная мастером Николаем Алдуниным.

    Он претворил в реальность сказочные мотивы, изложенные в произведении русского писателя Николая Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». В 2002 году Алдунин подковал блоху четырьмя металлическими подковами, каждая из которых крепится тремя гвоздями. Рассмотреть это чудо можно только с помощью микроскопа.

    Совсем недавно знаменитое насекомое переехало. Теперь увидеть диковинку могут посетители музея «Старая тульская аптека» на пр. Ленина.

    Помимо микроскопа с самой блохой, в экспозиции представлена схема блохи с подробным описанием ее ТТХ.

    Фото Сергея Цепляева facebook.com

    Автор: Мартынова Ольга

    Сетевое издание «Центр 71» (n71.ru).
    Учредитель и издатель: ООО «Медиа-Тула».

    Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 05 марта 2015 года, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-60997.

    Адрес редакции: г. Тула, Городской переулок, д. 15-б, тел.: (4872) 50-11-83, kan@tula-pressa.ru.

    Главный редактор: Коренюгин Павел Владимирович, тел.: (4872) 50-12-70.

    Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.n71.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат ООО «Медиа-Тула», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

    Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

    источник: www.n71.ru

    Все для Леди

    Искать блох (также перен.: выискивать мелкие недостатки, погрешности в чём н.; разг.). Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». БЛОХА, и, мн. блохи, блох, ам и ам, ж. Маленькое прыгающее насекомое паразит. Платов забирает Левшу с собой, чтобы он лично отвез эту блоху в Англию и показал англичанам, на что способны русские мастеровые.

    Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург.

    Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Повесть «Левша» — это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками. Прототипом тульского Левши считается Алексей Михайлович Сурнин (1767— 1811)[9].

    Сам народ придумал историю о том, что англичане блоху из стали «сотворили», а наши кузнецы ее подковали и назад отослали. Заметим, что Лесков иногда ссылался на рассказ, который услышал от туляка-оружейника из Сестрорецка об удивительных мастерах. Возможно, это в какой-то мере повлияло на развитие сюжета в рассказе о Левше. Но, скорее всего, стало лишь элементом повествования в руках талантливого писателя.

    Первой его работой стала подкованная блоха. Сегодня у мастера уже большая, поистине уникальная коллекция. Позавчера в Туле в музее разглядывал в микроскоп блоху, на самом деле видны подковки. Когда ее открыли, начала звучать музыка, выскочила механическая блоха, которая начала танцевать под эту мелодию. Тульские мастера приступают к починке блохи и, исполняя указание Платова посрамить англичан, подковывают ее, прикрепляя к ее лапам подковку, которую трудно рассмотреть даже в микроскоп.

    Левша персонаж и комический, и трагический одновременно. Смешна вся его внешность — рыжий, косой, да еще и левша. Клок волос на виске выдран во время учебы, на щеке родимое пятно. С одной стороны это опытный, уникальный мастер с золотыми руками. Ведь именно Левша изготовил и закрепил гвоздики для подковы и это притом, что он косой левша. С другой стороны это забитый, униженный человек, не имеющий собственного мнения.

    Левшу особенно поразило, что для чистки ружей англичане не используют красный клинкерный кирпич. На корабле заспорили они со шкипером, кто кого перепьет, и всю дорогу соревновались в деле пития. Шкипер английский не в пример Левше, был телом крепче, да и закусывал получше.

    Мультфильм «Левша»

    А Левша никому не был нужен, и его отправили в больницу для бедных, умирать. Подковать блоху — Разг. Обнаружить удивительную изобретательность, выдумку в каком л. деле. БТС, 85; ЗС 2001, 413. /em> Выражение возникло на основе рассказа Н. С. Лескова “Левша”. Скачет как б. (очень быстро; разг.). БЛОХА/ и; мн. род. блох, дат. бло/хам и блоха/м; ж. 1. Мелкое кровососущее прыгающее насекомое паразит.

    Вычёсывать у собаки блох. Прыгаешь, как блоха/. Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы. Выступает в функции «вредителя», утаивающего от Николая Павловича сообщение Левши, что англичане в отличие от русских ружья кирпичом не чистят.

    В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами. Критики первых изданий посчитали что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров.

    Про блоху которую подковал Левша. краткое описание

    Повествование выглядит, как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Он был послан в Англию для обучения и проработал на одном из лучших английских заводов несколько лет в качестве помощника владельца. Так, тульский исследователь и краевед В. Н. Ашурков, сам выросший в семье оружейника, склонен считать, что в основе рассказа «Левша» лежит реальный случай. В 1785 году по приказу князя Г. Потемкина в Англию были командированы два тульских мастера – Алексей Сурнин и Яков Леонтьев.

    Однако наш посол в Англии С. Р. Воронцов решил, что русские мастера должны овладеть опытом производства английского оружия. По мнению историка В. Ашуркова, до наших дней дошел документ, который свидетельствует о том, тульские умельцы добились того, что «все части одного ружья ко всем прочим употреблены быть могли».

    И «Левша» — не о некоем умельце, который невесть зачем английск. Левша был дорог писателю Н. Лескову не только как герой рассказа, но и как выразитель народного характера. Левша вместе с товарищами подковывает блоху. Левша искусник, «посрамитель» английских мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец. Погостил Левша у англичан и решил вернуться домой в Россию. Мастеру удалось перенести фрагмент рассказа писателя Лескова о Левше на рисовое зернышко.

    источник: ladyretryka.ru